Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 35"

Почтовый адрес: 460045, Оренбургская область, город Оренбург, ул.Беляевская 57/1

Контактный телефон: (3532) 43-03-95

Факс: (3532) 43-03-25

Электронная почта: 35@orenschool.ru; sch-school35@yandex.ru

Родителям о ФГОС

Уважаемые родители!

 

В чем особенности ФГОС НОО?

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, а наши общеобразовательные учреждения уже с прошлого учебного года перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

В чем же причина перехода на новые стандарты? Дети, которые пришли в первый класс в начале XXI века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа же должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока никто не знает. Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводятся  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Стандарт выдвигает три группы требований:

·        Требования к результатам освоения основной образовательной

программы начального общего образования;

·        Требования к структуре основной образовательной программы

начального общего образования;

·        Требования к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования.

Стандарт второго поколения поддерживает традиции начального образования, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты.

 Если в стандарте 2004 г. акцент делался на предметные результаты (знания, умения, навыки, т. е. ЗУН), то в новых стандартах выделяются три вида результатов освоения основных общеобразовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. То есть, в начальной школе ребенка научат не только читать, считать и писать, но и будут созданы все условия для формирования  универсальных учебных действий (УУД).

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Для этого необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.  Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

 Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В школах накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную деятельность школьников.

Особенно актуальна  проблема для начальной школы,  связанная  с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

         В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

·        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

·        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·          любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

·        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

·        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

         Безусловно, что для полноценной реализации стандартов необходимо создание условий, к которым предъявляются особые требования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, к кадровым, финансовым условиям.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся.

 Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.

Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся уже осваивается в школах: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!

Не  подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.

В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но  несет ответственность за общий результат – развитие ребенка.